Вторник Страстной седмицы – один из самых главных и насыщенных глубоким духовным смыслом дней богослужебного года. В этот день в церкви читается целых четыре главы из Евангелия, содержание которых осмысляется, в первую очередь, в отношении жизни каждого человека, человечества и Церкви в целом, в канонах и песнопениях, шедеврах древней христианской поэзии. Только присутствуя на богослужении, можно понять весь сокровенный смысл и глубину событий этого дня, слов и притч, сказанных в этот день Спасителем ученикам и народу.
«Вербное Воскресенье» – так обычно называют в народе праздник Входа Господня в Иерусалим. Православные христиане спешат в церковь с пучками пушистых верб. Нас охватывает радостное предчувствие: через неделю – Пасха!
По Церковному Уставу, за неделю до Светлого Воскресения Христова перед праздником Входа Господнего в Иерусалим в субботу вспоминается воскрешение Спасителем Лазаря. Эта суббота называется Лазаревой. Спаситель воскресил не просто умершего, но того, кто был четыре дня во гробе и начал разлагаться. В Священной истории евреев это был беспрецедентный случай. Ветхозаветные пророки воскрешали умерших, но только тех, которые упокоились совсем недавно. Воскресение же Лазаря спустя четыре дня после погребения было уникальным. Это событие взбудоражило Иерусалим и многих жителей Палестины. Люди осознали, что между ними находится явный Посланник Всевышнего. Они признали в Господе нашем Иисусе Христе Мессию. Благодаря воскрешению Лазаря стал возможным Вход Господень в Иерусалим при большом стечении народа, радостный и торжественный.
Сегодня, 18 апреля 2021 года в Неделю 5-ю Великого Поста, день памяти Марии Египетской, иерей Димитрий Литвищенко провёл Божественную литургию в храме в честь святой мученицы Татианы города Смоленска.
Обращаясь к прихожанам, отец Димитрий говорил о том, что в это воскресенье начинается новый этап нашей жизни. Скоро начнутся события, которые мы называем Страстными. Сегодня начинается путь Христа в Иерусалим. Христос идёт навстречу смерти, которая уже неминуема. И в этот момент он просит нас: побыть с ним. Что требуется от нас, христиан, в эти две недели? Мы не можем приходить на богослужения Страстной седмицы и не переживать о Том, кто тебя усыновил Отцу, о Том, кто за тебя умер. Оставь на эти две недели всё, что так привлекает тебя в этой жизни, чему ты предаёшься с особой любовью, и побудь с Ним; и это будет бесценный опыт. Мы помним, как начинался для нас Великий пост. Все начинали его бодро, но к середине поста немного расслабились. И сегодня с амвона звучат слова Христа: "Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет". И те труды, которые мы сейчас должны взять на себя, непременно сменятся радостью, но не бывает радости без скорби. Всем нам предлагается пройти нелёгкий, непростой путь, погрузиться в скорбь и страдания. На этот путь сегодня Церковь благословляет словами Христа: "Я восхожду в Иерусалим. Кто со мною пойдёт?".
11 апреля 2021 года в Неделю 4-ю Великого Поста, преподобного Иоанна Лествичника, иерей Димитрий Литвищенко провёл Божественную литургию в храме в честь святой мученицы Татианы города Смоленска.
В своей проповеди отец Димитрий на примере сегодняшнего Евангельского чтения (Мк. 9:17–31) напомнил о том, что всякий раз, когда человек решает, что всего, что он имеет, он добился сам, Господь попускает ему падение. Главным препятствием в духовной жизни человека является "самость". Но на самом деле, все дары, которыми наделяет Бог человека, даны ему свыше. И даны для того, чтобы человек послужил через ближнего своего Богу.
Все мы, приходящие в Церковь, по слову апостола Павла, являемся единым телом. И, если мы себя не выделяем из среды прочих, то должны стараться хотя бы здесь, в храме, хотя бы литургически, богослужебно, поступать в одном духе. А, значит, не опаздывать на службу, приходить вовремя на исповедь (до разрешительной молитвы), стараться исповедоваться заранее, на вечерней службе. Раз мы тело Христово, давайте стараться быть едиными, хотя бы в этой части духовной жизни!
Название праздника указывает на какое-то особое, неслыханное ранее «радостное известие», прозвучавшее единожды в мировой истории. Этим и объясняется отсутствие у праздника уточняющего смысл подзаголовка (особенно в обиходной речи): произнося одно лишь слово «Благовещение», мы не боимся быть неверно понятыми, ибо «радостных известий» было много, но Благовещение случилось лишь однажды. Таким образом, название праздника «Благовещение Пресвятой Богородице» буквально означает: «Радостная весть [сообщенная] Пресвятой Богородице». Какая же радостная весть составляет существо праздника? Кто был вестником?
Из Евангелия от Луки мы узнаём, что немногим более двух тысяч лет тому назад в маленьком палестинском городке Назарете совершилось превосходящее наше разумение событие — природа Бога соединилась с природой человека. «Сегодня — начало нашего спасения...», — поется за богослужением праздника Благовещения. Продолжением его станет жизнь Богочеловека Иисуса Христа – «Второго Адама», а завершением — Тайная вечеря, Голгофа, возглас «Совершилось!», нисхождение во Ад, Тридневное Воскресение, Вознесение и сидение «одесную Отца».
В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.
Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью – Светлое Воскресение.
Церковь выставляет, в середине Четыредесятницы, верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Поклонение Кресту продолжается и на четвертой неделе поста – до пятницы, и потому вся четвертая неделя называется крестопоклонною.
Во время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается, если нет большого праздника. Следовательно и главное литургическое поминовение усопших тоже совершается реже. Чтобы не лишать умерших молитвенного представительства о них, Церковь установила три особых дня (в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц) для молитвы о них.
Родительская суббота – обобщенное наименование дня особого поминовения усопших. Особого не в плане какого-то другого, а в плане усиленного. В этот день вся полнота Церкви молится об упокоении душ умерших православных христиан. Для нас – живых – этот день памяти наших близких и любимых следует, по возможности, провести в молитве. Лейтмотив всех молитв об упокоении – прощение грехов. Усопшие уже не могут каяться и просить прощения, зато мы можем приложить все силы и просить Бога о милости к ним. И Господь, видя наше рвение, принимая во внимание наши подвиги молитвы и милостыни (а за усопших можно подавать милостыню) может простить все грехи умершего человека.
В пятницу 3-й седмицы Великого поста в нашем храме прошло вечернее богослужение с парастасом. Параста́с (от греч. пред-стояние, стояние с целью ходатайства, прошения о ком-то или чем-то) или Великая панихида – заупокойная Всенощная – великая панихида по всем усопшим православным христианам, совершаемое на Всенощном бдении родительских суббот (служится вечером в пятницу). Отличается от обычно совершаемой панихиды (которая есть сокращённый парастас) тем, что на нём поются непорочны (17-ая кафизма) и полный канон «Воду прошед».
Параста́с (от греч. παράστᾰσις — пред-стояние, стояние с целью ходатайства, прошения о ком-то или чем-то) или Великая панихида – заупокойная Всенощная – великая панихида по всем усопшим православным христианам, совершаемое на Всенощном бдении родительских суббот (служится вечером в пятницу).
Отличается от обычно совершаемой панихиды (которая есть сокращённый парастас) тем, что на нём поются непорочны (17-ая кафизма) и полный канон «Воду прошед»