21.02.2021
Первая подготовительная неделя к Великому Посту называется «Неделей о мытаре и фарисее». Своё название она получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией. Рассказанная Самим Иисусом Христом, она никогда не «устареет», потому что обращена ко всем, кто твёрдо уверен в собственной праведности и потому презирает других. Слово «фарисей» давно стало нарицательным, и это во многом справедливо, ведь фарисеи (как тип человека), к сожалению, – род вечный и бессмертный.
Эта притча задает тон на весь Пост. Церковь примером мытаря и фарисея напоминает о смирении как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели и о гордыне как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником. Смирение как путь к духовному возвышению показал Сам Бог, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы, «приняв образ раба» (Флп.2:7).
Чтобы посрамить гордыню фарисея, который придавал значение посту, а не его плодам, Церковь отменяет пост в среду и пятницу (поэтому она называется «сплошной седмицей»), показывая, что не пост или какое-либо другое дело спасает человека, а Бог, ищущий смиренное сердце. Так постепенно усиливается воздержание: на 2-й приуготовительной седмице восстанавливаются посты среды и пятницы; на последней следует высшая степень приготовления – невкушение мясной пищи.