27.02.2023
На первой неделе Великого поста в течение четырех дней в православных храмах читается покаянный канон Андрея Критского.
27 февраля в храме в честь святой мученицы Татианы богослужения совершил настоятель храма иерей Дмитрий Литвищенко. Песнопения богослужений исполнил хор под управлением регента храма Марины Кузнецовой. За богослужением молились прихожане храма.
По окончании службы иерей Дмитрий обратился к прихожанам: «Визитными карточками Великого поста являются покаянный канон Андрея Критского и молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми»… В своё время Ефрем был призван к служению Богу особым вмешательством свыше — Сверхъестественным Откровением.
До этого времени он вёл довольно легкомысленную, в нравственном отношении, вольготную жизнь. Однажды его посадили в темницу по ложному обвинению в соучастии в краже скота, который, в действительности, был расхищен дикими волками.
Здесь его посетил некий таинственный муж, который засвидетельствовал, что хотя в настоящее время он, Ефрем, содержится в камере незаслуженно, однако высшая справедливость в этом всё-таки есть.
Муж посоветовал ему задуматься и освежить память, после чего узник-Ефрем, последовав совету, вспомнил, как однажды, он, ради бесшабашной забавы и юношеской шалости, выпустил из загона корову, принадлежавшую бедняку. В результате корову настиг хищный зверь, отчего и без того трудная, скорбная жизнь бедняка наполнилась дополнительными трудностями и страданиями. Тогда виновник не понёс наказания.
Затем Ефрему было обещано тем же мужем, что справедливость относительно того дела, по которому он обвинен, восторжествует, что и произошло. Истинный преступник был выявлен и наказан (им оказался пастух, не уследивший за стадом), а Ефрем был отпущен на свободу.
После этого случая он стал иначе смотреть и на свою личную жизнь, и на Божественный Промысл в целом, а затем, отложившись от суеты мира, обратился к подвижничеству.
Особый смиренный, покаянный настрой, характерный для истинного последователя Христова, выражен им и в молитве, известной под его именем. И в этой покаянной молитве нет ничего ни о блуде, ни об убийстве, ни о сребролюбии, а первым словом стоит праздность. С праздности начинается любой грех: «Нечем было заняться, вот и совершили преступление», – так говорят многие малолетние преступники. Праздность порождает грехи пьянства, наркомании, игромании, курения. Молитва же и труд – главнейшие условия спасения, в то время как пребывание без дела в христианстве всегда считалось грехом. Подобно тому, как невозделываемая почва зарастает сорняками, душа, над преображением которой не трудятся, заполняется скверными помыслами и желаниями, и быстро растлевается».