07.06.2025
Троицкая родительская суббота — один из дней особого поминовения усопших в Православной Церкви. Она приходится на субботу перед Троицей, праздником, который христиане отмечают как день рождения Церкви.
Богослужения Троицкой родительской субботы в храме в честь святой мученицы Татианы провёл 6-7 июня 2025 года настоятель храма иерей Дмитрий Литвищенко. Песнопения богослужения исполнил хор храма под управлением регента Виктории Данюк. За богослужением молились прихожане храма. Многие причастились Святых Христовых Таин.
По окончании Божественной Литургии была отслужена панихида.
Затем прихожане выслушали проповедь отца Дмитрия: «Несколько лет назад в одну из родительских суббот в нашем храме кто-то подал заупокойную записку, в которой было всего одно имя: Гулливер. Не знаю, может, это кто-то «прикололся», а, может, и вправду был такой человек. Я – не знаю, Бог – знает, и на всякий случай мы его помянули. Знаете, современными учёными было выяснено, что множество из находящихся в храмах Западной Европы мощей святых мучеников – это кости животных. Но, самое удивительное – многие из этих костей мироточат. Почему? Да потому, что люди обращаются к святому, а Бог по молитвам этого святого подаёт чудо. Как ни пытались язычники обмануть христиан, продавая им вместо костей мучеников кости животных – это ничего не изменило. Ведь Бог поругаем не бывает. Точно так же и с этим Гулливером – может быть, он прожил свою жизнь долго и счастливо, грешил, каялся… Почему же мы не должны его поминать? Но вот вы знаете, бывают записки другого порядка: берёшь записку, а там не просто «Иваны, Татьяны», а там написано: «Ванечки, Танечки, Серёженьки». Вот ты эту записку читаешь и понимаешь, насколько дороги были эти люди для человека, который подавал записку. Для него нет имён и отчеств, для него всё такое родное, дорогое, очень близкое. И поэтому, как человек любил, так и пишет: Ванечка. Пусть этому Ванечке уже восемьдесят, а он всё Ванечка. У любви человеческой нет предела. Любовь – это понятие вечное, оно неземное понятие. И, знаете, здесь и находится ответ: как нам поминать наших близких. Всем вам знаком евангельский отрывок (Лк, 19 зач., 5, 17-26): «Когда учил Иисус, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, – вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои». Господь, видя веру друзей этого человека, по любви этих людей к своему другу поднимает болящего. Точно так же было, когда Господь по просьбе сотника исцелил болящего отрока (Мф. 8:5–13; Лк. 7:1–10). В этих двух чудесах – явная забота и любовь одного человека к другому. Мы действительно можем кому-то помочь даже в этой жизни, земной, если имеем расположение и любовь. Милостыню можно творить так: «На, отвяжись», а можно дать от всего сердца. Это два разных поступка. Точно так же и в родительские субботы. Мы приходим в храмы, потому что движимы любовью, потому что для нас все, кто ныне поминается, – это живые люди. Ведь накануне праздника Святой Троицы мы совершаем поминовение усопших и называем этот день Троицкой родительской субботой, потому что именно в Троицу мы исповедаем единство Трёх Лиц: Отца и Сына, и Духа Святого, и провозглашаем, что Бог и Еди́ница, но Он и Троица. Бог открыл нам, что в Нём единство, и единство здесь, в Церкви, между живыми и усопшими. Нет границы между нами и ими, нас отделяет только мир видимый и невидимый, всё. В Церкви собираемся не только мы, которые видим, слышим, ходим, а также и усопшие. Это единство совершается, когда мы молимся. Именно молимся – не совершаем вынужденное действие, когда нужно пойти в храм – нет! А когда мы движимы любовью. Ведь сколько бы лет нам не было, сколько бы мы не молились за них – они всегда будут для нас самыми дорогими. И поэтому единственное, что мы можем Богу принести в эти дни – всего лишь нашу любовь к нашим близким. Многие из них ушли непросто, тяжко, даже без покаяния… А когда я, как священник, совершаю Проскомидию, поминаю усопших, одно из последних слов, что я говорю, вынимая частицы из просфоры, это: «Господи, помяни всех, умерших в надежде воскресения»! Многие ли умерли в надежде воскресения? Уходя туда, за порог этой жизни, многие ли веровали, что однажды Господь их воскресит? И вот мы с вами в этот день собираемся и совершаем службы, дорогие службы нашему сердцу и сердцам наших близких. Но без любви – это ничто. Поэтому вспоминаем в эти дни и родителей, и братьев, и сестёр. И все они вот такие дорогие: Васечка, Машенька, Танечка… Вспоминаем и учителей наших, и наших благодетелей, и тех, кто нам какую-то милость сотворил в жизни. Вспоминаем всех! Так или иначе, все эти люди оказали влияние на мою жизнь. Хорошая она или плохая – Бог рассудит. Но то, кем я являюсь – это всё-таки труды многих людей, не только отца и матери. Поэтому включаем в поминание всех, молимся, благодарим Бога за то, что даровал нам встречу с теми людьми, которые провели нас по этой жизни».