07.04.2025
6 и 7 апреля 2025 года в храме в честь святой мученицы Татианы были совершены праздничные богослужения двунадесятого праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.
Богослужения совершил настоятель храма иерей Дмитрий Литвищенко. Песнопения богослужений исполнил хор под управлением регента храма Виктории Данюк. За богослужением молились прихожане храма.
Название праздника указывает на какое-то особое, неслыханное ранее «радостное известие», прозвучавшее единожды в мировой истории. Этим и объясняется отсутствие у праздника уточняющего смысл подзаголовка (особенно в обиходной речи): произнося одно лишь слово «Благовещение», мы не боимся быть неверно понятыми, ибо «радостных известий» было много, но Благовещение случилось лишь однажды. Таким образом, название праздника «Благовещение Пресвятой Богородицы» буквально означает: «Радостная весть [сообщенная] Пресвятой Богородице».
Говоря о сегодняшнем празднике, Отец Дмитрий вспомнил слова святителя Филарета Московского: «Когда Бог творил этот мир, а вместе с ним и человека, Он произносил: «Да будет…», а дальше творил небо и землю, моря и океаны, звёзды и планеты… А в конце сотворил человека. Но каждый акт творения, совершаемый Богом, всегда предварялся словами «Да будет». А когда Архангел Гавриил беседовал с Девой Марией и говорил, что Ей предстоит стать матерью Господа, Она в конце этой беседы ответила: «Да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38). И святитель Филарет замечает, что словами «Да будет» Бог произвёл всё творение, и этими же самыми словами Божия Матерь приводит в мир Творца. А ещё вы помните, что, когда Господь, в предчувствии смерти, молился в Гефсиманском саду, Он произнёс слова: «О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22, 42). И Крест, а вместе с ним и Воскресение, и спасение человека стало возможно, когда Сын Божий предал Себя в руки Отца. Пришествие в мир Спасителя стало возможным, когда Божия Матерь предала себя воле Божией. А ещё Господь учил нас молиться: «Да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле». «Да будет»! А что это значит для нас с вами? Вот, возможно, у кого-то из вас были сегодня планы поехать куда-то на автомобиле. А Бог внёс свои коррективы: все дороги занесло снегом. И, если человек в этой ситуации, не расстроившись, скажет: «Да будет воля Твоя, Господи», – такого человека мы называем верующим. Мы многое планируем в жизни. Но, планируя события, мы говорим: «Господи, ла будет воля Твоя. Если благословишь – это дело совершится. Если Твоей воли в этом нет – дай принять мне это». Собственно, всё наше христианство в этом и заключается: мы или противимся воле Божией, или всецело её принимаем. И праздник Благовещения не стал бы никогда возможным, если бы не воля Царицы Небесной, Её благая воля. И сегодня Церковь празднует избавление человека от греха. Наконец-то придёт в мир Тот, кто спасёт людей «от грех их». А вот чтобы понять, какой была жизнь человека до пришествия в мир Спасителя, я вам прочитаю несколько строк из книги Екклезиаста царя Соломона. Чтобы понять величие сегодняшнего дня, надо понять безотрадность состояния, когда люди жили только одним: тем, что в жизни нет никакого смысла. Вот как начинается книга Екклезиаста: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. Все вещи – в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после. Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме; и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем. Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё – суета и томление духа!» (Еккл.1:2-14). Какая печаль и уныние сквозит в этих словах! И вот – праздник Благовещенья, праздник, который говорит нам, что Бог скоро придёт в мир. Поэтому сердце человеческое в этот день и ликует. Наверное, самый торжественный момент богослужения в храме – это когда в алтаре открываются Царские врата, на которых мы видим икону Благовещения: с одной стороны Божия Матерь, с другой стороны Архангел, который к Ней обращается. И когда Царские врата открываются и священник выходит в храм – это есть образ того, как Бог явился в мир через врата, то есть родился от Девы Марии. И это есть светлый и радостный праздник, праздник надежды. Не случайно в этот день царь отпускал людей из тюрьмы, птиц отпускали в небо. А вот души человеческие получали новость: в мир придёт Спаситель, который даст нам свободу от наших грехов и от бессмысленности этой жизни. У каждого из вас есть опыт жизни вне Бога, вне Церкви, а теперь есть, для сравнения, опыт жизни в Церкви. Вот и сравните, и положите, и скажите: наполнена сейчас ваша жизнь смыслом или нет? Вот та жизнь была без смысла. Трудились, работали, всё в дом носили – всё впустую оказалось. И вот Бог повстречался. Вот Он нас встретил на пути, позвал нас к Себе, и ждёт от нас жертвы, жертвы наших сердец. А сегодня, в этот день, мы сохраним эту радость. Постараемся сегодня не работать. Все наши мысли сегодня с Ним, со Спасителем мира, Который благоволил в мир прийти, и со Святой Богородицей, которая в столь юном возрасте сумела произнести слова, которых так не хватает нам в нашей жизни: «Да будет на всё Твоя воля, Господи!».
Всех вас, братья и сёстры. Я поздравляю с праздником Благовещения!».