04.11.2025
Центральным событием 4 ноября является празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Праздничные богослужения в храме в честь святой мученицы Татианы 3 и 4 ноября 2025 года провёл настоятель храма иерей Дмитрий Литвищенко. Песнопения богослужений исполнил хор под управлением регента храма Виктории Данюк. За богослужением молились прихожане храма, многие из которых причастились Святых Христовых Таин.
В завершение праздника был отслужен акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Казанская».
Отец Дмитрий поздравил всех с праздником: «Мы с вами чтим образ Казанской иконы Божией Матери. С этим образом связаны поворотные события в истории нашего Отечества. Но мы должны всё-таки в первую очередь говорить об иконе. На 7-м Вселенском Соборе Церковь установила и оправдала почитание святых икон. Но всё же: почему человек у себя держит икону, почему именно икона так важна для христианина? Само Священное Писание говорит, что Бог может подавать свою благодать через предмет, эти предметы могут быть абсолютно различными – к примеру, в книге «Деяния святых апостолов» говорится о том, что даже тень апостола Петра исцеляла болящих людей.
У Бога вообще нет никаких препятствий, чтобы сообщать Свою благодать. Но всё-таки в образе заложено нечто, что является для верующего человека очень важным. К примеру, святые отцы 7-го Вселенского Собора, установившие иконопочитание, сказали о том, что всякий человек, взирающий на святые образы, через них восходит к Первообразу и почитанию этого Первообраза. Что это для нас значит? – что икона для нас важна не материалом, из которого изготовлена, а что через взирание на образ святого или Господа, изображенной Божией Матери на ней мы восходим к Её Первообразу, восходим к Ней, как к личности, как к реальности и, прикасаясь к этой реальности, мы начинаем Ей подражать. Поэтому в почитании икон мы в первую очередь чтим самого Господа, потому что всё, что мы имеем с вами в Церкви – всё совершилось благодаря Его пришествию в мир. Собственно, Он и пришёл в мир для того, чтобы основать Церковь, но Его пришествие не было бы возможным без согласия Божией Матери. Вот, когда мы взираем на образ Пресвятой Богородицы, восходим к Её личности, начинаем тут же вспоминать – а что о Ней сказано в Священном Писании? Самое главное, что о Ней сказано – а это очень немного – мы восхваляем в Ней её скромность. Мы восхваляем, кстати, в Ней Её ясность ума, несмотря на Её юный возраст. В беседе с архангелом Гавриилом Она задала всего лишь единственный вопрос: «Как это будет?». Всё. И больше нет вопросов к нему. То есть: Она спросила, архангел ответил, и Она сказала: «Да будет мне по слову твоему», то есть: ты сказал, тебе Бог послал сказать мне слово. Если он так говорит, так и будет. Я только должна принять эту волю. И вот мы, почитая любой из образов Божией Матери, мы, как к первообразу, восходим к этому событию и говорим: а что для меня замечательно или знаменательно в этом образе? В том, что восходя умом к Божией Матери, я прошу Её также дать мне вот эту уверенность в том, что всё, что я читаю на страницах Евангелия – так и есть. Что я в этом не сомневаюсь, у меня даже нету мысли такой, что события, которые там описаны, могут быть как-то приукрашены. И что всё, что там написано – это есть показания лично ко мне. Вот Божия Матерь нашла в себе силы, чтобы стать такой.
И вот мы возносимся с вами умом к Божией Матери. Через взирание образа восходим к первообразу. Точно так же, когда мы смотрим на любой образ, смотрим на образ святой мученицы Татьяны и с верою лобызаем его, но при этом при этом задаём себе вопрос: «А что я могу взять, чему я могу научиться у тебя, святая подвижница?». Мы, конечно же, берём книги, открываем и начинаем выискивать. И вот так вот развивается вера человека, который всё время думает: чтобы мне ещё такого, какой мне ещё драгоценный камень найти в жизни?
Ну и, конечно же, святые отцы, чтобы человек не впал в язычество и поклонение неразумное, тут же и ещё постановили: поклоняющимся святым иконам да будет анафема, не почитающим святые образы да будет анафема! То есть: иконе подобает не поклонение, а почтение. Мы можем в какой-то степени сказать, что фотография любимого человека – это такая же для нас святыня, иного характера – но мы не позволим, к примеру, взять и как-то непочтительно обойтись с изображением близкого человека. А если мы уже говорим всё-таки о тех, кто Богу своей жизнью угодил, тогда мы говорим: «Да, поклонение не подобает, потому что поклонение подобает только одному Богу, как Творцу и Создателю нашему. А вот тем, кто Его полюбил всем сердцем, тем, кого Церковь называет святыми, угодниками Божьих, тем мы воздаём почтение. Потому что они, их жизнь – это и есть подражание Христу».
Вот в этом отличие поклонения и почитания. Поэтому чтим святые образы. Всех вас с праздником, братья и сёстры!»